Ноябрь 2019
  • ПН
  • ВТ
  • СР
  • ЧТ
  • ПТ
  • СБ
  • ВС
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
Наша рязань
Партнеры

Курсы валют
Временно недоступно
Каких перемен Вы хотели бы в Новом году?
Кто теперь отвечает за удаление сосулек с крыш или может привлечь к ответственности тех, кто их не убирает? Мы живем в доме, где никто этим не занимается.
01.01.1970
Медведев на поезде прибыл в Барнаул
https:
01.01.1970
Сенатор Аньес приняла на себя полномочия президента Боливии
https:
от первого лица

Сергей ОСЕЛКОВ: «Не могу сказать, что интерес к классической музыке исчез» 20.08.2013

Симфонический оркестр существует в Рязани уже более 50 лет (сегодня он имеет статус  «Губернаторского»), с 2009 года его возглавляет дирижер Сергей Оселков. Это имя часто упоминается в прессе, но лишь в связи с выступлениями оркестра, сам же руководитель Губернаторского симфонического остается несколько «в тени». А между тем, он не только глава большого – на сегодня объединяющего 68 музыкантов – творческого коллектива, – он профессионал с двумя образованиями, человек, увлеченный музыкой с детства. «Наша Рязань» решила познакомиться поближе с личностью, от которой во многом зависит формирование музыкальной культуры города.    

…Жаркий август, время отпусков еще в разгаре, а в затемненных залах и сумеречных фойе филармонии уже идут репетиции. Хотя до открытия сезона далеко, но концерты уже начались, так что работы у оркестрантов хватает. Дирижер Сергей Оселков встречает меня за столом, обложенным нотами: партитуры Рахманинова, Шостаковича, диски с симфониями Бетховена.  

– Сергей Анатольевич, вы уже приступили к репетициям? Каков «рабочий график» губернаторского оркестра?

– Мы репетируем каждый день, выходной один в неделю. Сезон мы, по сути, уже открыли. Конечно, традиционное открытие будет, как всегда, 1 октября – в Международный день музыки. Но выступать мы начали раньше. Во-первых, сыграли 14 августа еще один концерт под открытым небом (как вы знаете, они проходят в городском парке в теплое время года, кому интересно расписание выступлений – следите за сайтом филармонии); во-вторых, 22 августа в рязанском Кремле дадим концерт, посвященный Дню российского флага. Это будет совместная акция министерства культуры и филармонии. Будем исполнять музыку российских композиторов – Чайковского, Рахманинова, Глинки.

В сентябре будет концерт, которым, я  надеюсь, мы заложим еще одну хорошую традицию – предсезонных концертов. Планируется, что это будут циклы концертов «Предисловие к сезону», в которых будут принимать участие все коллективы филармонии. Пусть это будет подарком для наших слушателей, так сказать, настройкой после летних отпусков на серьезную классическую волну. Так, 19 сентября мы сыграем отрывки из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» Эдварда Грига, включая знаменитую «Пещеру горного короля», фрагмент из мюзикла «Вестсайдская история», а для любителей легкой музыки исполним «Рок-н-ролл сюиту»; во втором отделении выступят Рязанский народный хор и ансамбль «Парафраз».

– Расскажите, как происходит выбор репертуара? Лично вы можете определять, что исполнять оркестру, или ориентируетесь на запросы публики?  

– И то и другое. Выбирать я, конечно, могу, но только с учетом нескольких моментов. Первое – это стиль исполняемой музыки, то есть сочетаемость произведений, входящих в концерт, ведь мы очень  редко исполняем музыку только одного композитора. Второе – учитываются пожелания солистов, если таковые участвуют в этом концерте; и третье – конечно же, интересы публики. Несмотря на то, что любая деятельность филармонии и оркестра, в частности, носит просветительский характер, нельзя забывать, что какие-то композиторы нашим меломанам нравятся больше, какие-то – меньше, и в этом ничего страшного нет. Поэтому я стараюсь быть в курсе мнений публики – для этого есть и специальные опросы, и, наконец, можно учитывать опыт коллег-музыкантов и свой личный.

– А есть у вас любимые композиторы, которых слушаете не «по работе», а просто для себя?

– Мне сложно назвать отдельных композиторов, обычно я слушаю очень много разной музыки. Тем более, теперь, когда всё стало доступно благодаря Интернету. Музыка, конечно же, сильно влияет на человека – даже так называемая фоновая, которая звучит, скажем, в транспорте. Поэтому крайне негативно я отношусь, например, к тому, что нередко звучит в маршрутках.

– Вы имеете в виду «русский шансон»?

– Это выражение само по себе – нонсенс, ведь на самом деле шансон – французский песенный жанр, очень красивая музыка. Да, у меня вызывает сожаление, что некоторые радиостанции прививают слушателям вкус к музыке не очень высокого уровня. Вполне можно «крутить» и русскоязычные песни,  которые слушали в 60-е, 70-е, да и в 90-е наша эстрада иногда создавала неплохие произведения. В тех песнях были слова, которые настраивали людей на какие-то человеческие эмоции.

– Конкретные примеры можете назвать?

– Не хочу вдаваться в такие подробности, могу только назвать свои критерии нормального музыкального произведения. Первое – в музыке должна быть мелодия. И второе: если это песня, то в ней должны быть слова. Конечно же, никто не требует от поэтов-песенников гениальных стихов на уровне Пушкина и Лермонтова, но все-таки песни должны настраивать на какие-то человеческие мысли, а не воспевать тюрьму и тому подобное, пусть это крутят где-то в кабаках. Недавно узнал, что в Екатеринбурге запретили слушать такие радиостанции в общественном транспорте, и очень за них порадовался. Почему бы и у нас не ввести такой запрет? Есть же масса хороших радиостанций, то же радио «Ретро», радио «Мелодия», современная танцевальная музыка – на «Европе +»... А помните замечательный фильм «Побег из Шоушенка»? Не случайно в том эпизоде, когда герой закрывается в кабинете директора тюрьмы и ставит пластинку, которую слушают все заключенные, он ставит он не что-нибудь, а музыку Моцарта…

– Скажите, а что за экзотический инструмент у вас в углу кабинета?

– Это «дождевая палка», ударный инструмент африканского происхождения. Она набита мелкими кактусовыми иголками, и когда её переворачивают вверх тормашками, производит звук, похожий на шум дождя. Это приобрели для оркестра.


 
– Судя по ряду концертных номеров, вы любите оркестровые эксперименты, и наверняка ваши пристрастия не ограничиваются классикой. Как относитесь к року, джазу?

– Очень положительно отношусь и к року, и к джазу – при условии, что это качественно исполнено и несет в себе положительный заряд энергии. Должен отметить, что и рязанский симфонический оркестр готов к сотрудничеству с исполнителями музыки других стилей.

Например, в октябре у нас планируется совместный концерт с Валерией. Думаю, что это будет очень интересно, с удовольствием берусь за эту работу. Скажу больше: всем известны примеры, когда группы, играющие «тяжелую» музыку, используют в своих композициях звучание симфонического оркестра, – и если бы нам поступило такое предложение, я  бы с радостью на него откликнулся.

Ведь я достаточно молодой человек, и, как многие люди моего поколения, формировал свои вкусы под влиянием рок-музыки. Так что музыку 80-х я не только принимаю, но и могу сказать, что в студенческие годы сам играл в рок-группе.

– Вот это да! Расскажете поподробнее?

– Да ничего особенно интересного.

– Тогда расскажите, пожалуйста, о себе. Вы родом из Рязани?

– Нет, родился я в городе Макеевка Донецкой области, в семье музыкантов. Папа – дирижер симфонического оркестра, мама – пианист, концертмейстер. Не буду рассказывать о наших передвижениях по разным городам, скажу только, что мое занятие музыкой уже достаточно плотно началось лет с десяти. И началось с ударных инструментов. Поначалу это был чисто детский интерес к барабанам – по-моему, сам их вид, их специфическая красота, многообразие привлекут кого угодно. А для ребенка главное, что любое прикосновение к ним сразу рождает звук. Ну а потом увлекла та энергетика, ритм, который несут эти инструменты, четкий, организованный, захватывающий своим драйвом звук. И я начал заниматься. В музыкальной школе (по классу ударных), музыкальном училище в Луганске и затем три года в Саратовской консерватории.

– Но на этом вы не остановились и решили стать дирижером?

– Это произошло уже в более зрелом возрасте. Надо сказать, отец никогда не заставлял меня заниматься, хоть он и дирижер. Зато он давал мне слушать такую музыку, которая могла бы меня захватить. Важно и то, что с первых же ступеней обучения как барабанщик я мог принимать участие в концертах оркестра, – в Луганском училище был свой симфонический оркестр. Для музыканта очень важно это чувство причастности к коллективной работе. Так что интерес к дирижированию был заложен еще тогда. Ведь инструмент дирижера – это весь оркестр.

Ну а во-вторых, мне очень повезло с педагогами. Мой первый педагог по дирижированию, Николай Проскурин, сразу начал заниматься со мной на примерах из симфонической музыки, чем очень заинтересовал. Вторым моим педагогом стал мой папа, Анатолий Васильевич, который эту линию продолжил: мы разбирали сложные произведения, а потом я их дирижировал с оркестром. И сам процесс «управления» музыкой меня тогда очень увлек. Так я решил связать свою судьбу с профессией дирижера и спустя несколько лет поступил уже в Новосибирскую консерваторию. Поступив туда, я уже работал дирижером в Ярославле, что положительно отразилось на моей учебе.  

– А какими еще инструментами владеете, кроме ударных?

– Обучался игре на фортепиано, правда, в детстве я не придавал этому значения. Только с возрастом понял, что это самый главный инструмент: на нем можно сыграть всё.

– Вы руководите Губернаторским симфоническим оркестром с 2009 года. Как это началось?

– Мой первый концерт в Рязани был в декабре 2008-го, и пригласили меня сюда поначалу на один  концерт. В программе были теноровые арии, увертюры из опер, а у оркестра на тот момент не было дирижера. Концерт я провел, а затем руководство филармонии внесло мне предложение работать здесь.

– Работой музыкантов довольны?

– Да, оркестр в хорошей форме, и я не вижу каких-то особых проблем, которые мешали бы работать.

– У вас есть увлечения, не связанные с музыкой? Может быть, хобби?

– Пожалуй, хобби как такового нет. Но я очень люблю путешествовать, и когда приезжаю в новое место – город, страну – стараюсь как можно больше посмотреть и узнать. Поэтому, если бы у меня было больше досуга, то путешествия и стали бы моим хобби.

– А за прошедший отпуск удалось куда-нибудь съездить?

– Этим летом я побывал в Одессе, Запорожье, Донецке, на своей родине – в Макеевке; был в Ярославле. Новым из этих городов для меня было только Запорожье.

– В каких странах вы побывали?

– В турпоездках не был вообще ни разу – только гастрольные поездки с оркестром. Я выступал с различными российскими коллективами в Польше, Германии, Южной Корее. А минувшей зимой наш оркестр провел свои первые заграничные гастроли в Китае. Концерты были почти каждый день, но в каждом городе нам удалось что-то посмотреть. А восприимчивость публики, надо сказать, превзошла наши ожидания.

– Сергей Анатольевич, есть мнение, что интерес к классической музыке падает и в ближайшем будущем может совсем исчезнуть. Как вы считаете, это на самом деле происходит? И что делать, чтобы сохранить интерес к классике, адекватное восприятие такой музыки?

– Если ориентироваться на публику, которая ходит на наши концерты, я не могу сказать, что интерес к классической музыке резко упал. Скорее, можно говорить об ограничении круга людей, посещающих такие концерты.

Что можно сделать? Для начала – убрать ту «попсу», которая звучит по телевизору, – хотя само по себе понятие «популярная музыка» – это очень хорошо. Смотря что она популяризирует: если лучшие образцы музыкальной культуры – это одно, а если «дешевые» мелодии и бессмысленный набор слов, то надо ставить на это фильтр. Нужны отдельные каналы, которые транслировали  бы только классическую музыку, и пусть таких телеканалов будет несколько – посвященных опере, балету, джазу. В конце концов, можно формировать вкусы публики даже посредством наружной рекламы. Почему нельзя, вместо рекламы «колбасы за 139 рублей» и тому подобного, поместить портрет Чайковского с его изречениями о музыке? Как, например, в Одессе – едешь по улице и видишь билборды с портретами классиков, их цитатами о русском языке…

Со своей стороны, наш оркестр постоянно стремится расширить свою аудиторию, – вот, например, для всех желающих теперь в теплое время года организуются концерты в горпарке. Кроме того, мы даем выездные концерты – выступали уже во всех крупных райцентрах Рязанской области. Организуем концерты классической музыки для детей. Правда, в этом случае важно, чтобы на такой концерт ребенка не один раз привели, а потом вышли на улицу – и тут же забыли, а ходили к нам неоднократно. Вот примерно так и происходит формирование вкуса к хорошей музыке.  
  

НАША СПРАВКА

Сергей Оселков – главный дирижер Рязанского Губернаторского симфонического оркестра с января 2009 года. Выпускник Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки по классу симфонического дирижирования.

Творческая карьера Сергея Оселкова содержит опыт работы с разными исполнительскими коллективами. Он был стажером оркестра Государственного Академического Большого театра России, одним из дирижеров Ярославского симфонического оркестра. В 2004 г. работал в качестве дирижера в Российско-американском молодежном оркестре (РАМО).

Выступления Рязанского Губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова в последние годы сопровождает неизменный успех у широкой аудитории и возрастающий интерес рязанской публики к серьезным симфоническим программам. Рязанский симфонический оркестр нередко приглашают к сотрудничеству в творческих проектах российского масштаба. С оркестром играли такие знаменитые музыканты, как Д. Мацуев, Н. Луганский, Ф. Кемпф, К. Лифшиц, А. Баева, А. Тростянский, Ю. Игонина, Д. Шаповалов, Б. Андрианов, Р. Комачков.   (Справка по материалам сайта Рязанской областной филармонии).


Автор: Беседовала Ольга Почина

код для блогов

Ссылки по теме:

Ссылок по теме нет.

Популярные теги:

Комментарии читателей:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Введите этот код:




Belle (29.08.2014 13:58:49)
Thanks for the intshgi. It brings light into the dark!

Nico (28.08.2014 18:48:39)
I di'ndt know where to find this info then kaboom it was here. http://eaodwuhgz.com [url=http://fanblvurt.com]fanblvurt[/url] [link=http://qkyeek.com]qkyeek[/link]

Dani (28.08.2014 16:32:40)
You've hit the ball out the park! Incrldibee!

Janaya (26.08.2014 09:17:57)
Boom shkalaaka boom boom, problem solved.